История казачества на Симбирской земле

Уважаемые братья казаки.

Казачество, будучи сплавом традиций разных этносов, культур, на сегодняшний день представляет уникальную по своей сути социально-историческую общность, со своей своеобразной культурой. С началом возрождения казачества в России, историческое наследие казаков оказывается в центре внимания общественности. К великому сожалению, в нашем современном обществе создался преимущественно такой как бы стереотип, что казак - это военный и должен заниматься только военной службой. Казачество это часть русского народа и каждый казак – сын своего Отечества является защитником и слугой своего казачьего Присуда (общества, общины), дарованного Господом Богом нашим. Следование традициям защитника, охранять границы и территории от посягательства любых врагов.

Мы знаем, что духовность предшествует нравственности. Казачество без веры, без Церкви быть в  принципе не может. Служба казака – это служба Богу. Из этого исходит смысл жизни казака. На этом основана казачья культура. Все традиции казачества пронизаны заповедями христианскими. «Нет той большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» - эти слова Спасителя раскрывают смысл казачьего служения, дают понимания от куда «началось» само казачество.

В следующем 2017 году мы Симбиряне будем отмечать 25 – летие возрождения казачества в нашем регионе. Первое же упоминание о казаках на территории сегодняшней Ульяновской области относятся к концу XVI века. В это время на территории региона по рекам Волга и Сура преобладало воровское казачество.

С расширением и укреплением Русского государства, ростом городов и селений, Казачество являлось неотъемлемой частью, щитом.  В первой половине XVII века казаки основывают сторожевой городок Сенгилей.

В период царствования Алексея Михайловича Романова на территории региона начинают строится оборонительная засечная черта. Возникают сторожевые поселения, города, городки. Засечная черта Алатырь – Арзамас не могла долго служить границей русского заселения в Среднем Поволжье. Со стороны Казани строятся города Тиинск, Белый Яр. В этих городах также сторожевую службу несут казаки. Уже в середине XVII века колонизация переходит реку Суру на восток.

Ещё в 1571 году Иван Грозный поручил князю Воротынскому создать восточную сторожевую линию Московского государства. В те времена она называлась Мищерской и начиналась от р. Барыш притока       р. Суры до г. Ломов до притока Цны. Было устроено 4 сторожевых поста. Два из них находились рядом с окрестностями сегодняшнего Карсуна, ещё один в Засурье в Барышской слободе. Здесь несли службу служилые люди и казаки из Алатыря, как записано «а беречь им между речки Барыша и Сурского лесу на пяти верстах».

В 1647 году строится ряд укреплений городков и первым из них Карсун и Котяков, на строительство этих городов и Карсунской черты посылаются служилые люди из Арзамаса, Карсуна, Алатыря и других. В строительной книге г. Симбирска, составленной в 1653-1654 годах, перечисленно количество переселённых на вечное житие на черту донских и днепровских казаков и других служилых людей и размеры отведённых земель и разных угодий. Казаки заселяли слободы и городки вокруг Симбирска, Карлинской, Лаишевкой, Мостовой, Конной слободы, Арском, Юшанским, Урено-Карлинская, Усть-Уренская, Вальдиватская, Дмитриевская (Потьменская), Большестаниченская.

В 1660 году в Москве был сформирован первый выборный полк, основную часть личного состава которого составляли дети Симбирский стрельцов, казаков, бояр и вольных людей. В 1666 году земли и сенные покосы против Белого Яра получили станичные казаки по речкам Сенгилейке с вершины до реки Волги.

Почти до начала XVIII века Симбирские казаки несли сторожевую и охранную службу не только на засечной черте, но и выезжали на южные границы Русского государства. Семьи их оставались в Симбирской стороне. Были и неоднократные жалобы на разъездной характер службы. Просьбы закрепить за станицами и слободами, так как хозяйства их приходят в упадок. Такие прошения были частыми.

В это же время границы Русского государства стали отодвигаться далеко на юг и восток. Поэтому часть казаков вместе с семьями было переселено на Кавказ и за Урал, а так же ближе к Крыму. Остальное служивое казачье население осталось на местах. Именно это позволило во время Разинской смуты отстоять города и селения Симбирской стороны от разорения. После этих событий казаки, как и другое служилое население, было переведено в пахотные солдаты, часть приписана к существующим на тот момент войскам. В таком статусе они прибывали до второй половины XVIII века. Далее они были, как и в других губерниях, приписаны к государевым крестьянам. Всё так же несли от дворов военную повинность.

Во время войны 1812 – 1815 годов из этих людей был сформирован конный полк, который входил в состав 5-го Симбирского ополчения. А в остальном они проживали в тех же селениях, где были расселены.

Кровавая и безжалостная волна накрыла и прокатилась по Симбирской земле. Многие из тех, кто воевал на фронтах Великой войны стали по разные стороны. В 1919 г. Территория некоторых районов Симбирской губернии вспыхнуло Чапанное восстание. Много жизней с обеих сторон унесли эти кровавые разборки.

Судьба казачества, как и судьба священнослужителей Русской Православной Церкви, оказались в 20 – 30-тые годы чем-то похожи. Каток расказачивания, раскулачивания, репрессий против Церкви и против её верных чад прошёлся, уничтожая, калеча судьбы и жизни человеческие. Многие боялись произносить вслух слово «казак», батюшка. Но всё когда-то заканчивается. Вера и Церковь не бывает поругаемы.

В начале 90-х годов началось возрождение казачества. 1992 г. На Симбирской земле по благословлению тогда ещё епископа Прокла было создано Симбирское Казачье Землячество. Первый Большой круг прошёл 26 сентября 1992 г. В преддверии праздника Воздвижения Святого Креста. С тех пор казаки земли Симбирской в единении с Матерью Русской Православной Церковью продолжают дела, сохраняют традиции своих предков. Не один храм помогли возвести, почти во всех крестных ходах участвуют Симбирские казаки. Многие приобщились к Церкви, к Вере.

И сейчас нужно восстановить некоторые ориентиры, помочь казакам, особенно младшего и среднего возраста, воцерквлятся с твёрдым пониманием того, что казачество – это особое служение «Отечеству и Вере Православной». Хочется что бы у современных казаков в сознании господствовали мировоззренческие принципы, духовность, свободолюбие, верность воинскому долгу, присяге, исполнительность, коллективизм, взаимовыручка.

Военно – бытовой уклад жизни накладывает особый отпечаток на жизнь, быт, культуру казаков. Некоторые из Симбмрский казаков прошли горячие точки, зоны боевых действий, при этом все сохранили искру любви к Богу, к своим близким, братьям.

Главным на сегодняшний день для казачьих обществ и организаций, чтоб каждый казак хранил память о прошлом, охранял, оберегал и приумножал состояние своего Присуда.  Все казаки Симбирского казачества должны осознать, что в единстве, сплочённости сила, и что казаки – это самоорганизующаяся команда, община, способная сама выживать, использовать то, что в настоящий момент имеется в законодательстве, так и в окружающей нас среде.

Член казачьей общины должен быть:

-          Казак не стоящий на бирже труда

-          Казак с твёрдым характером и твёрдой волей

-          Чтущим и защищающим Православную Веру и казачьи традиции

-          Казак твёрдо стоящий на своей земле

-          Казак не пьющий горькую от безысходности

-          Казак ценящий казачье братство

-          Казак не ждущий от государства подачек

-          Казак – патриот, готовый вывести из кризиса своё первичное общество, организацию, улучшать его экономику

-          Не обсуждать и не осуждать друг друга, а работать, служить.

Наша единая задача – создать себя. Но всё это без доброй материальной основы не поднимется. И сейчас, оглядываясь вокруг себя, слыша разговоры, понимаешь, что без Веры, соборности, единения не возможно укрепится, создать сильную казачью общину. Невозможного нет у Бога – будем просить, молиться и получать по нашей Вере, будем подкреплять нашу молитву делами и поступками, и дело пойдёт на лад. И как сказал великий русский полководец А.В. Суворов: «безверное войско учить – что ржавое железо точить».

Без всего вышесказанного не поднять нам ни казачества, ни Отечества.

 

Слава Богу что мы казаки!