Игры для подготовки всадников

и обучения основам джигитовки

Когда ребенок еще не ходил, его подбрасывали на руках, качали на носке ноги (нога на ногу), на коленке, тем самым подготавливая к движениям верхом на лошади.

КОНИ И ВСАДНИКИ

Играющие делятся на «коней» и «всадников» и встают по кругу. «Конь» сгибается, упираясь ладонями в колени. «Всадник» сидит на «коне» и держится только ногами. Берут мяч или шапку и передают по кругу, перебрасывая друг другу. После трех кругов игроки меняются – «кони» на «всадников»

Игра усложняется, игроки располагаются также, но если шапка (мяч) упадет на землю, то «всадники» спрыгивают с «коней» и разбегаются. А «кони» стараются попасть в них шапкой – и тогда игроки поменяются местами. В свою очередь «всадники» кидают шапкой в «коней», если поймали шапку на лету или первыми подобрали с земли.

Вновь игра усложняется, правила остаются все те же, но только во время передачи мяча «кони» начинают подпрыгивать, наклоняться, мешая передавать мяч.  

Один из играющих садится на плечи другому, свесив ноги. «Лошадь» по-всякому брыкается, стараясь сбросить «всадника». Руками стаскивать нельзя. 

Травяной хоккей на конях. Играющие делятся на две команды и выбирают, кому быть «лошадью» и «всадником». «Всадники» берут палку (подобие клюшки), а «лошади» своей палкой поддерживают «всадников». Ставятся ворота или выкапывают ямку и начинают гнать мяч палками-клюшками в ворота. Вот основной смысл игры. Конечно, ее можно разнообразить, придумать новые правила.

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ИГРЫ

Наши предки – родимичи, вятичи, северяне, - жили в лесах. В свободное время они устраивали игрища, на которые сходились все – от мала до велика. Борьба и кулачный бой, особенно «стенка на стенку» были любимыми забавами добрых молодцев. Приобщались к ним уже с юных лет, наряду с играми в догонялки и чехарду. Конечно, древние забавы были подчас суровы и жестоки, но они сыграли свою положительную роль, так как учили не только драться, но и чувствовать плечо друга, товарища, а ушибы и расквашенные носы в будущем помогали выходить живыми из самой жестокой сечи.

Гандбол на конях. Играющие также делятся на две команды: на «коней» и «всадников». Для игры берется мяч. Играющие, перебрасывая мяч друг другу, должны попасть в ворота или яму. Если мяч упал на землю, то «всаднику» следует нагнуться за мячом и подобрать его. Слазить с «коней» нельзя.

 

Конный бой. Одна из самых жестких игр. Играющие, разделившись, ведут конный бой, задача – стащить всадника с коня.

 «Конный бой» - это отголосок древней борьбы на конях и борьбы лошадей, когда лошадь специально подготавливали в бою наносить удары копытами (брыкаться и лягаться), кусать лошадь противника или самого всадника.

УКРЕПЛЕНИЕ КОЛЕНЕЙ.

Для укрепления коленей использовали следующее упражнение. Брали камень и обшивали его кожей. Затем камень нужно было зажать ногами и держать как можно дольше. Второе – зажимали камень ногами и прыгали с ним или отрабатывали приемы фехтования, удары руками, наклоны.

КОНОВЯЗЬ или БРЫКАЮЩАЯ ЛОШАДЬ.

Ребята делятся на две команды. Команды делают два круга диаметром 5-7 метров на расстоянии 30-40 метров друг от друга. Одна команда надевала шапки и становилась в круг – она была обороняющейся. Другая команда была ведущей. Ведущие, не заходя в круг, должны были сорвать шапку с головы находящегося в кругу, отнести в свой круг и бросить туда. Обороняющиеся защищались только ногами. Если кого-то ранили, тот заходил в круг, а тот, кто запятнал, становился в ведущую команду.

Если игрок сорвал шапку, то тот, у кого сорвали, гнался за ним, а игрок, сорвавший шапку, должен бросить ее в свой круг, он мог передавать шапку своим ведущим и если ее кинули в круг, то тот, у кого сорвали, оставался в плену (в кругу) у ведущей команды.

В эту игру можно играть всего лишь вчетвером (а также большим числом человек). Для этого один надевает шапку и встает в круг, а остальные вокруг него. Обороняющийся должен увернуться от рук и засалить ударом ноги одного из ведущих. Если он кого-то засалил, то тот надевает шапку. В случае, когда все же удалось сорвать шапку, обороняющегося наказывают (пинки, прыжки через него и т.д.).

Разновидностью «Коновязи» является игра «Пройти, выйти». Для этой игры ребята делятся на две команды, одна обороняющаяся, вторая ведущая. Обороняющиеся становились на корточки по кругу. Расстояние между ними – вытянутая нога. Ведущая команда располагалась вокруг них по кругу, и ведущие старались забежать в круг и выбежать. Разрешалось только забегать, перепрыгивать нельзя. Обороняющиеся ударом ноги пытались ранить ведущих. Если хоть одного ведущего ранили, то команды менялись местами.

Игры «Брыкающей лошади» очень хорошо развивали координацию, реакцию, чувство тела в пространстве. Игра помогала в будущем, когда человек имел дело с лошадью. В случае если она брыкнет или лягнет (два совершенно разных удара), он мог отпрыгнуть, уклониться благодаря приобретенному в игре навыку.

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ИГРЫ

Важно отметить тот факт, что девочки в эти игры не играли, это были чисто мужские игры. Девочки просто не решались играть в мальчишеские игры, это могло вызвать пересуды типа: «Вместе с парнями». Также не одобрялось, если один или два мальчика играли с группой девочек: «с девчонками, бабник». Упреки такого рода становились традиционными для ребят, достигших 10-летнего возраста, времени, когда мальчик вставал на путь мужчины-воина.

КОНЬ

Современное название этой игры «Слон». Играющие делятся на две команды по 6-8 человек. По жребию определяется, какой команде первой вставать «конем» («слоном»).

В выбранной команде направляющий (самый сильный) упирается руками в свою выставленную вперед ногу и наклоняет голову. Стоящий позади крепко обхватывает его за пояс. За ним – третий и так далее. Удерживая друг друга, игроки образуют «коня».

Участники другой команды по очереди, разбегаясь, напрыгивают на «коня». При этом первый старается сесть верхом как можно дальше вперед, чтобы оставить место для следующих. Если все запрыгнули и удержались, «конь» начинает продвигаться вперед к линии, которая находится в пяти шагах от направляющего. Команды меняются местами, если во время движения один из игроков упал с «коня» или если «конь» дошел до линии. А когда «конь» разваливается под напором сидящих, то он остается на второй кон и смены не происходит.

Одна из команд встает «конем» (на «коня»), а один человек из другой команды садится на «коня» «всадником». Следующий с разбегу запрыгивает и оказывается рядом с «всадником», затем, поддевая ногой ногу и действуя руками, сваливает на землю «всадника» и садится на его место. После следующий и т.д., пока вся команда не побывает в роли «всадников». Затем команды меняются местами.

Как и раньше игроки встают на «коня», а игроки другой команды по очереди должны запрыгнуть и пробежать ногами по «коню». Если один из игроков упадет во время пробежки, то команды меняются местами.

Сруб. Одна команда образует «сруб». Два человека встают друг против друга и наклоняются . Третий ложится им на спины. Задача другой команды – любым способом преодолеть этот сруб. Могут быть некоторые условия, например: преодолевать только определенным способом, не касатья ногами или руками. Если же один из игроков нарушил условие или просто не перепрыгнул через сруб, то команды меняются местами.

КОЗЕЛ

В начале игры по жребию или считалкой выбирают «козла». После чего водящий встает спиной к играющим, наклоняется и упирается руками в колени. Остальные по очереди, с небольшого разбега, перепрыгивают через «козла». После того как все прыгнули, фигура прыжка усложняется. Играющие прыгают заново, выполняя более сложный вариант прыжка, затем опять усложнение и так далее. Если же кто-то не выполнил требование прыжка, то он занимает место «козла» и игра начинается сначала.

Простой прыжок. После небольшого разбега выполняем опорный прыжок, ноги врозь.

Без рук. После разбега толкаемся ногами и, не опираясь о спину, перепрыгиваем через «козла», ноги врозь.

Согнутые ноги. Выполняя опорный прыжок, подтягиваем согнутые в коленях ноги к груди. Далее прыжок выполняется без опоры руками.

Шпоры козлу. Прыжок выполняем как в первом варианте, только во время перелета наносим хлесткий удар носком ноги по ягодице водящего. Сначала прыжок с ударом левой ногой, следующий прыжок с ударом правой ногой и третий прыжок с ударом двумя ногами. После этих трех ударов в такой же последовательности следуют удары коленкой по туловищу «козла» и удары пяткой. Таким образом, «шпоры козлу» включают в себя девять прыжков.

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ИГРЫ

Военная подготовка мальчиков-славян начиналась с 2-х лет. Сначала их приучали к игрушечному оружию, затем в 4 года уже сажали на коня. В 10 лет он должен был уметь в совершенстве владеть деревянным оружием – знать все основные приемы фехтования. К 12 годам мальчик должен был владеть приемами боя без оружия. Разумеется, обучение всем видам единоборств шло параллельно. В этом же возрасте мальчикам разрешали заниматься с боевым оружием. Достигнув совершеннолетия, молодые люди проходили жесткие экзамены на посвящение в мужчины-воины, они еще должны были хорошо плавать; находясь под водой, долго дышать через камышовую трубку; знать тактику и технику засад, а также пройти испытание на выживание.

Двойные шпоры козлу. Опять же выполняем простой прыжок, но во время перелета наносим удар обеими ногами в туловище «козла». Последовательность, как и прежде, - носок, колено, пятка.

 Хлопок козлу. Выполняя простой прыжок-перелет, хлопаем ладонью по ягодице «козла». Сначала правой, а затем левой рукой. Свободная рука в момент полета опирается о спину водящего.

Финку в бок козлу. Движение, похожее на предыдущее, но только во время полета наносим удар кулаком сбоку в туловище «козла», как бы всаживая нож во вражеского седока. Выполняем два прыжка, нанося удар сначала правой, потом левой рукой.

Баньку козлу. Отличие этой разновидности прыжка от предыдущих состоит в том, что во время опорного прыжка опираемся о спину «козла» не ладонями, а «бойками» кулаков, создавая ему болевые ощущения. Водящий должен мужественно перенести это последнее испытание, показывая остальным свое умение переносить боль, что немаловажно для старинных игр.

Прыжок-поворот. Перепрыгивают, поджав ноги и разворачиваясь в полете на 900, 1800 и, по возможности, на 3600.

Прыжок спиной. Прыжок производится ноги врозь. Толчок ногами выполняют лицом к «козлу», а уже в воздухе разводят ноги и перелетают спиной вперед.

Прыжок-кувырок. После разбега перепрыгиваем «рыбкой» через «козла» и выполняем «кубарь» (кувырок). От спортивно-гимнастического кувырка «кубарь» отличается тем, что он идет не через голову, а через плечо.

ШАПКИ

Есть еще одна разновидность «козла» - со сбивом шапок. Вначале выбирают водящего «шапошника». Он встает спиной к играющим и наклоняется, на спину ему кладут шапку. После чего остальные играющие по очереди перепрыгивают через «шапошника». Прыгнуть нужно так, чтобы не сбить шапку. После того как все отпрыгивали, поверх первой шапки кладут вторую и вновь все перепрыгивают. Затем третью шапку и так далее, до того количества шапок, сколько всего играющих. Если кто-то неумелым действием сбил шапку, то он становится водящим и игра начинается сначала.

ОБЛАВКА

«Облавка» - игра, похожая на «козла». Играли в нее на Украине и юге России. На специальную лаву – высокую скамейку – сажали большую соломенную куклу, которую надо было сбить в прыжке ударом ноги.

КРУГОВОЙ КОЗЕЛ

В отличие от предыдущих игр эта игра более сложна по своей структуре, но в то же время весьма увлекательная и живая. Играть в нее могут неограниченное число участников.

Вначале играющие считаются и выбирают трех водящих: двух «козлов», старшего и младшего, и «пастуха». Остальные все «волки». Затем очерчивают круг диаметром 10 метров. В середину круга становятся два «козла», они встают лицом друг к другу и наклоняются, упираясь руками в колени. «Пастух» также находится внутри круга.

 «Волки» размещаются за пределами круга. Они выжидают момент, когда «пастуха» не будет рядом и можно будет, забежав в круг, запрыгнуть на одного из «козлов». Посидев на водящих, спрыгивают и убегают за круг. «Пастух» имеет право салить «волков» только ударом ноги по голени играющих (как бы выполняя подножку или подсечку). «Пастух» также может осалить сидящего на «козле» «волка», если достанет до него подставленными от земли друг на друга ступнями ног.

Если «волк» упал в кругу, то в этом случае ему разрешается, лежа на спине, поднять ноги вверх на высоту выше двух ступней, тогда «пастух» не сможет его осалить. И когда водящий отойдет, лежащий на спине «волк» должен живо уносить ноги за круг.

 «Пастух» имеет право передвигаться и салить игроков только внутри круга. Осаленный «волк» встает на место младшего «козла». Бывший младший «козел» становится старшим, старший «козел» - «пастухом», а «пастух» - «волком». Если же по ходу игры «козлы» не устояли от сидящих на них «волков» и упали, то «пастух» не имеет права салить «волков». Все расходятся по своим местам и игра продолжается.

ЧЕХАРДА

Самая простая и незатейливая игра, ее многие знают и любят.

Один из игроков встает спиной к играющим и сгибается, слегка упираясь руками в колени. Второй выполняет опорный прыжок через первого, делает шаг вперед и принимает такое же положение. Третий прыгает через двоих поочередно и, сделав шаг, принимает положение для чехарды, затем четвертый и так далее.

Различают три вида чехарды:  

низкая (коленная) чехарда, когда игроки не стоят, согнувшись, а находятся в положении приседа, и прыжок, соответственно, выполняют без опоры руками;

средняя (поясная) чехарда. Игроки стоят, согнувшись;

высокая (плечевая) чехарда. Играющий встает в полный рост, наклоняет голову, второй разбегается и мощным толчком ног, упираясь руками в плечи партнера, перепрыгивает, делает два шага вперед и встает, наклонив голову.

КОБЫЛКА

Один из игроков становится на козла, как в чехарде. Перед ним чертится линия. Все играющие прыгают от этой линии. Когда все прыгнули, «кобылка» делает шаг вперед – прыжки повторяют и т.д. кто не смог перепрыгнуть, встает «кобылкой» и игра возобновляется.

То же можно делать, но не с отшагиванием водящего вперед, а с отчерчиванием линии подальше от «кобылки».

ПРЫГАНИЕ ЧЕРЕЗ КОЛ

Вбивают в землю кол, в несколько наклонном положении в ту сторону, в которую прыгают. Прыгание происходит по очереди. 

ПОСИГУТКИ

Прежде чем играть в такие сложные игры, как «козел» и «конь», попробуйте игру «посигутки». Эта игра подготовит ваши ноги к более сложным и высоким прыжкам.

В начале игры считалкой выбирают двух водящих, «старого» и «молодого». Они садятся на пол, друг против друга. Выпрямляют ноги и соединяют их подошвами стоп. Остальные встают возле ног водящих и с места, без разбега перепрыгивают через ноги водящих, толкаясь обеими ногами одновременно. Как только все перепрыгнули, водящие ставят новую фигуру – стопа правой ноги стоит на земле носком вверх, на нее ставится вторая стопа. Тем самым увеличивается высота прыжка.

Третья фигура – на стопы ставят растопыренные пальцы левой руки, мизинец касается пальцев ног, а большой смотрит вверх.

Четвертая фигура – поверх пальцев левой руки ставят, также растопыренные, пальцы правой руки.

Пятая фигура. Прыжок здесь выполняют с разбега. Задача водящих – поймать рукой ногу перепрыгивающего игрока. Поэтому все участники игры выполняют прыжок как можно выше поднимая или убирая в стороны ноги от рук водящих.

Ну и соответственно, кто заденет фигуру или кого поймают рукой, тот меняет «молодого» водящего (а следующий – «старого»), и игра начинается сначала, с первой фигуры.

ВЫБОР ВОДЯЩЕГО

Перед началом игры выбирают водящего, его назначают по считалке.

Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейке, лужайке, и один из них выходит на середину, громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалку, например:

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди.

Мы играем, ты води!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге, прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим.

Если участников игры немного, то считаются по-другому: произносят считалку и на кого падает последнее слово, тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий.

СЧИТАЛКИ-ВОПРОСЫ

Некоторые считалки содержат вопрос, ответ на который предполагает продолжение расчета, например:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько гвоздей, говори поскорей,

Не задумывайся!

На кого пали слова «Не задумывайся!», тот должен ответить, сколько нужно гвоздей, но большие числа лучше не называть, иначе придется долго считаться. Если в игре несколько водящих, например в «Круговом козле», то сначала выбирают «пастуха», затем считаются еще раз и выбирают «старого козла», еще раз считаются – выбирают «молодого козла».

СЧИТАЛКИ

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи – тебе водить!

Тара-бара

Домой пора –

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить.

Тебе водить!

КАК БРОСАЮТ ЖРЕБИЙ 

Чтобы участники игры не спорили, кому водить или кому начинать игру, какой группе где стоять, бросают жребий.

Жребий – это условный знак, какой-нибудь предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки.

Жеребьевки называют угадами. Один из играющих берет жребий и прячет его в руке за спиной. В какой руке жребий никто не должен знать. Затем жеребьевщик, держа руки за спиной, говорит: «Кто вынет жребий, тому водить!». К нему подходят двое из играющих, жеребьевщик спрашивает: «Кто в правой, кто в левой руке берет?». Один берет в правой, другой в левой руке. Жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий. Угадавший выигрывает спор.

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВЫРАБОТКУ

МОЛНИЕНОСНОЙ РЕАКЦИИ 

Для игр с мячом обязательно использовался деревянный шар, исключение – для детей младшего возраста, они играли с тряпичным мячом. Деревянный шар требовал постоянного внимания со стороны всех. Он практикует играющих в хладнокровии и смелости. Появление мягкого, дутого, гуттаперчевого мяча дурно повлияло на игры с мячом.

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ИГРЫ

Игры с мячом и деревянным шаром имели большое значение в развитии ловкости, быстроты, силы, меткости. Особенностью игр является то, что они носили характер состязания – развлечение было не главной их целью. Также большое внимание уделялось не столько выявлению самого сильного или ловкого, сколько общей физической подготовке всех членов групп и партий. Иначе говоря, игры строились не как соревнования на личное первенство, а как состязание на командное первенство, когда от индивидуальных качеств каждого в отдельности и общей спаянности мог зависеть успех команды. Главным, определяющим был не спортивный интерес, а практическая цель – подготовка подрастающего поколения к повседневной нелегкой жизни, когда в силу необходимости нужно было браться за оружие. Вот поэтому игры были жесткие, но не жестокие. 

МЯЧОМ ПО ЛУНКАМ

Количество играющих 8-10 человек. Каждый выкапывал себе лунку диаметром 10-12 см и глубиной 5-7 см. лунки располагались в ряд. Между ними 2-3 см. каждая лунка носила имя того, кому принадлежала (хозяина).

В начале игры два человека вставали по краям лунки и катали мяч, остальные выжидали в стороне. Мяч попадал в одну из лунок и ее хозяин как можно скорее хватал мяч и бросал в кого-нибудь, остальные разбегались. Если в кого-то попали мячом, то в его лунку клали жетон (яйцо). Если же кидающий промахнулся, то жетон попадал в его лунку. Кончалось тем, что хозяина лунки с наибольшим числом жетонов сажали на лунку и пели три раза: «Курица, курица, ты снесла яички, а теперь выводи цыплят!»

КРУГ

Играющие делились на две команды, чертили два круга, один внутри другого. Одна команда вставала во внутренний круг, а другая находилась за большим кругом и выбивала их мячом. Игрокам не разрешалось нарушать границ круга. Если человек в кругу ловил мяч и выбивал кого-нибудь из противников, то в круг возвращался его партнер, а раненый другой команды не мог продолжать игру.

ЖДАТЬ МЯЧА

Игра делилась на одного ведущего и играющих. Ведущий подбрасывал мяч и называл чье-либо имя, и тот должен был поймать мяч и поранить кого-нибудь. 

БЫСТРО МЕНЯТЬСЯ

Как и в предыдущей игре, были ведущий и играющие, они очерчивали круги не более 1 м в диаметре. Если народу было мало, то круги делали на одной линии с интервалом 5-6 м, если много – круги располагались полукругом или кругом. В центре вставал ведущий. Играющие в кругах быстро менялись местами. Ведущий должен был выбить их. Кого запятнали, тот становился ведущим. Выбивать только играющих вне круга. Пустой круг мог занять ведущий и тот, чей был круг, делался ведущим.

СОГНАТЬ С МЕСТА

Если в эту игру играли два человека, то рисовали два круга на расстоянии 15 м друг от друга и проводили линию на расстоянии 10 м от кругов. Один перебегал из круга в круг, а другой выбивал его. Если играло много народу, то чертили еще одну линию и играющие перебегали, а два человека выбивали их.

КАЧАТЬ МАЯТНИК

В эту игру чаще играли зимой. Ребята заготавливали снежки и выстраивались в линию, а один или два человека на расстоянии 30 м от линии бросающих начинали движение к ним. «Линия» начинала обстреливать, задача была по ходу движения уворачиваться от снежков, качая маятник. 

ПРОБЕЖКА ПОД ОБСТРЕЛОМ

Играющие делятся на две равные партии и встают на площадке. Цель одной партии – поочередно в одиночку перебежать через квадрат на другую сторону, не будучи запятнанными снежками. В задачу другой партии входит мешать этим перебежкам, обстреливая снежками пересекающего квадрат противника.

ВАЖНО ОТМЕТИТЬ!

Примерно в 18 веке в селении Аджимушкай (Крымский полуостров) близ каменоломен появился народный обычай «воевать» камнями. Бои камнями проводились, как правило, в праздничные и выходные дни и служили своего рода кровавым развлечением. К концу 19 и в начале 20 века «каменная забава» распространилась далеко за пределы каменоломен. Дрались «скаляне» и «аджимушкайцы», жители районов Керчи: горки, глинки, заводы и другие, которые, забыв распри, не раз объединялись в честолюбивой, но бесплодной надежде одержать победу над аджимушкайцами. Среди жителей Аджимушкая были исключительно опытные и искусные бойцы, которые в одиночку могли сдерживать натиск десятков человек. Владеющий искусством каменного боя умел послать камень весом 200-300 г точно в цель, удаленную на расстояние до 60 м, а иногда и далее. Он мог, практически стоя на месте, оставаться неуязвимым под градом камней, для чего использовалась разнообразная, доведенная до совершенства техника.

НЕ ПРОМАХНИСЬ

Все игроки делятся на две равные партии. Каждая выстраивается в затылок. Обе колонны становятся параллельно на расстоянии 5-6 шагов. Перед шеренгами проводится начальная черта, напротив каждой команды на расстоянии 10 шагов за чертой рисуют по кругу диаметром 2 м. По одному игроку в каждой партии идут в круг противоположной партии. Все играющие в шеренгах имеют по снежку. По сигналу передние игроки обеих колонн бросают снежком в игроков, стоящих в кругу против его партии. Игроки в кругах увертываются от снежков. Затем бросают снежки следующие игроки в колоннах, бросавшие же становятся в конце своей колонны.

КОРИДОР

Играющие делятся на три команды, и чертятся две параллельные линии на расстоянии 4-5 м друг от друга. Получается коридор, ограниченный еще двумя перпендикулярными предыдущим линиями на расстоянии 10 м друг от друга. По обе стороны от этих линий вставали «выбивающие» команды, а в коридоре оставалась команда, находящаяся под обстрелом. Обе боковые команды начинали обстрел третьей. Если один выбивал другого, то выбитый уходил бросать, а бросавший шел в коридор. В результате в конце игры команды смешивались.

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ИГРЫ

Все игры для детей старшего и среднего возраста были направлены на то, чтобы дети росли быстрыми и храбрыми в нападении, отчаянными в защите и жестокими во мщении. Таково было главное требование к подрастающему поколению. Игры воспитывали отважного воина.

ИГРЫ НА ВОДЕ

НАРОДНЫЕ ВИДЫ ПЛАВАНИЯ

Целью игр на воде было приучить детей не бояться воды, научить хорошо и быстро плавать, уметь держаться на поверхности воды и под водой. Все дети обычно любят воду, но море их пугает. Ребенка нельзя принужденно заставить зайти в воду, как и сесть на лошадь. Нельзя его толкать, хватать. Нужно вызвать в нем интерес, желание, создать для него привычную обстановку. Это только собаку можно научить плавать, бросив ее в воду.

ИГРЫ НА ВОДЕ

Играющие заходят в воду по пояс. Проговаривают скороговорку одним духом, т.е. на выдохе, например: «Пришел Прокоп, кипит укроп, ушел Прокоп, кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп». После этого резко опускаются под воду и держатся, кто сколько сможет. В этой игре умышленно сбивалось дыхание для менее удобной ситуации под водой, что вырабатывало силу воли, терпение, характер.

Два человека заходили в море, где нельзя достать дна ногами и бросали друг другу мяч или арбуз. Если мяч залетел дальше, то один уходил дальше в море или, наоборот, выгонял другого на берег.

Ребята состязались между собой на лучшего пловца.

Как можно дальше проплыть под водой.

Кто глубже нырнет и достанет со дна заранее брошенный предмет.

Кто лучше и дольше удержится вертикально в воде только при помощи ног.

Плавание на спине на скорость.

Кто прыгнет с наивысшего места над водой или прыгнет с раскачивающегося каната.

Догонялки на воде. Определялся участок на воде и суше, за который нельзя было заходить. Дети, выбрав водящего, играли в догонялки. Сюда включались бег, плавание, ныряние, прыжки.

НАРОДНЫЕ ВИДЫ ПЛАВАНИЯ

Различают собачий, лягушачий, адыгский, мужской, женский, русский, плечевой виды. Эти виды плавания делятся по подобию: собачий и лягушачий, а также по полу: мужской и женский. Еще они дифференцируются по возрасту: первые два для детей, остальные для взрослых. Причем молодых людей и мужчин упрекали, если они плавали собачьим, лягушачьим и женским стилем, а девушек и женщин, если они плавали мужским.

Самым простым видом плавания был собачий, а затем лягушачий. Так, собачий стиль состоял в том, что человек беспорядочно барахтался в воде и руками, и ногами, но без особого продвижения в какую-либо сторону.

При лягушачьем стиле он работал под водой одновременно руками и ногами, сгибая и выпрямляя их.

Адыгский стиль состоял в том, что плавающий лежал на груди и симметрично подгребал под себя обеими руками и ногами. При этом он обязательно делал хлопки по поверхности воды, выбрасывая одновременно обе ноги на воздух.

Женский стиль отличался от этого попеременными хлопками ног по поверхности воды.

Мужской стиль напоминает современный спортивный стиль кроль, с попеременным выбрасыванием рук по воздуху для гребка, но без помощи ног.

Русский стиль: то же самое, но при попеременной активной работе обеих ног под водой.

Плечевой стиль: когда одна рука находится под водой, другая выбрасывается на воздух для гребка. Видимо, этим стилем пользовались при спасении утопающего или когда что-нибудь сплавляли по воде.

ТРАДИЦИИ НАРОД НОЙ ИГРЫ

Если во время игр были нанесены синяки и ушибы, то они не становились причиной мести. Более того, публичному осуждению подвергался не тот, кто ударил, а потерпевший, если он смалодушничал, не сдержал своего гнева. Для кого неприемлемы условия игры, тот не играет.

ИГРЫ С НОЖОМ

В ЗЕМЛЮ (ЗЕМЛЯ, В НОЖИЧКИ, НАПИЛЬНИКИ)

Весьма известная игра, в нее играют дети и в наше время. Как только сошел снег и показалась земля, детвора начинает играть «в землю». Играют в основном мальчишки.

На земле чертят круг и делят его пополам. Играют вдвоем. По жребию определяют, кому первому бросать. Затем, удерживая нож (напильник, стамеску) за лезвие, втыкают его в «землю соперника», при этом броске нож делает пол-оборота. Если бросок был удачным и нож воткнулся, бросающий «отрезает» себе часть земли противника и метает далее. Как только нож не воткнулся, бросок переходит к другому. Кто у кого заберет всю землю.

Если отрезался кусок, не граничащий со своей землей (анклав), то следующим ходом игрок должен был прорубить к нему коридор (в некоторых вариантах – такой ширины, чтобы на нем можно было устоять). Если сделать коридор не удавалось, то отрезанный кусок возвращался прежнему владельцу, захват аннулировался.

КОНЯШКИ

Играют как в «землю», но метают нож из более сложного положения. А именно, метальщик садится на плечи своего соперника и оттуда бросает нож. Соперник же может бегать вокруг «земли», наклоняться, приседать, всячески мешая метанию.

ГРИБОК 

Играющие по очереди бросают нож в «грибок» (хват ножа за лезвие), начиная с первой линии. У кого нож воткнулся, переходит на вторую линию, затем третья заключительная.

Предварительно на земле рисуют грибок и в метре от него линии.

Наказание для проигравшего: все участники игры, кроме проигравшего, бросают по очереди нож, как можно дальше. После первого бросавшего – второй бросает нож с того места, куда он упал от первого бросавшего и т.д. В результате получается довольно-таки длинная линия. Проигравший должен зажать нож коленным сгибом одной ноги, а на второй ноге обскакать всю эту линию. Если нож выпадет, скачет заново.

ТАНКИ (ГОРОДА)

На земле сражаются две армии. Чертят разделительную линию и по обе стороны рисуют войска, заранее уговариваясь, сколько чего будет (сколько пехоты, танков, вертолетов и т.д.). Бросают нож с территории своей армии. Весь интерес и сложность игры в том, что каждый вид боевой техники поражается особым хватом ножа. Перечисляем:

Легкий танк – нож удерживается за лезвие большим и указательным пальцами. И с пол-оборота втыкают в танк.

Разнообразие фигур и способов бросков очень велико, и порой они различаются даже в соседних дворах. В качестве примеров приведем еще:

Глиста – нож держится за центр тяжести кончиками большого и среднего пальцев. Острие упирается в кончик указательного пальца. Бросок с полупереворотом на себя.

Глиста в скафандре – то же, что и глиста, но полупереворот делается от себя.

Парашютист – бросок ножа высоко вверх, рассчитанный на везение.

ТАНКИ (со складным ножом)

Игра проходит в песочнице со складным ножом. Игроки располагаются по углам и каждый рисует себе базу, в которой можно свободно стоять на коленях. Игроки ходят по очереди. Ходят до тех пор, пока не заронятся; после ошибки одного игрока ходит другой.

Складной нож раскрывается до полусогнутого состояния (буквой Г). Нож ставится лезвием и ручкой в песок и подкидывается пальцем за ручку вперед-вверх. Там, где воткнется нож, рисуется танк. При этом нужно дотянуться до ножа с места броска, стоя на коленях и не касаясь песка руками. Размер танка равен размеру ручки ножа.

В игре используются три основные фигуры техники.

Пушка – если нож воткнулся лезвием и ручкой стоит на песке.

Танк  – если нож воткнулся лезвием и от песка до ручки помещается больше 3 пальцев.

Катюша – если нож лег на ручку лезвием вверх.

Перед началом атаки на базу противника обязательно нужно поставить оборону – 3 пушки у базы (все 3 броска из базы). Далее ходы совершаются из впереди стоящей фигуры.

Цель – достигнуть базы противника и уничтожить ее, по пути уничтожить всю технику противника. Танки противника подбиваются прямым попаданием или если от места попадания (точка, где стоит лезвие) до танка противника расстояние меньше длины лезвия (вариант – меньше ширины трех пальцев). Танки уничтожаются тем же способом, каким они ставились или же двумя простыми попаданиями в танк. Аналогично в катюшу – три простых попадания. На месте подбитого танка рисуется свой. В базу нужно попасть 3 раза, бросая нож с головы. Нож полностью разложен и прижимается ко лбу лезвием вверх.

Существуют варианты игры, например, «Кораблики» с морской тематикой фигур, или втыкание ножа в скамейку (двое сидят друг напротив друга верхом на скамейке).

ТЫЧКИ

Играющий берет нож за кончик лезвия зубами, закидывает голову назад и бросает нож изо рта так, чтобы он воткнулся лезвием в землю. Счет втыканиям ведется следующими словами по порядку: зачин, бочку, колодезь, кошку, кота, бирюли, лиззе (лезвие), перебой, зуб, лоб, чаблык, выход. При промахе нож передается следующему по очереди. Во вторую очередь каждый начинает с того счета, на котором сделал промах прежде. Проигравший терпит следующее наказание: игрок, закончивший игру первым, бросает нож как можно дальше. Наказуемый должен добежать до ножа и обратно, не переводя духа и говоря скороговоркой «осел да баран». Если же собьется, то повторяет наказание заново.

ПЕЧЕНКИ

На земле каждый из играющих очерчивает себе ножом грядку, т.е. прямоугольник приблизительно 5 на 50 см. грядки все одинаковой величины и располагаются рядом.

Затем игрок (по жребию решают, кто первый будет бросать) берет нож за лезвие и, прицелившись в свою грядку, бросает его в грядку так, чтобы он воткнулся как можно глубже. Вынув нож, он отмеривает квадратик (печенку) на столько, на сколько нож вонзился в землю и, глубоко вырезав, откладывает в сторону. Игрок продолжает бросать до тех пор, пока: нож не вонзится, а упадет, или игрок попадет в чужую грядку, или игрок вырежет всю свою грядку.

Проигравший убегает, а остальные игроки, подобрав свои «печенки», бросают ему в спину.

ГУСАКИ

По числу играющих втыкают в землю кругом несколько палочек (гусаки), а посреди на равном расстоянии от всех гусаков втыкают еще палочку (гусыню). Затем по очереди начинают бросать нож так, чтобы он уходил в землю как можно глубже. Глубину, на которую он вонзился, отмеривают, откладывают от гусака игрока до гусыни, и на это место переставляют гусака. Нож передают следующему игроку, когда он не воткнется в землю, «завалится» или гусак дойдет до гусыни.

В НОЖИКИ (БАБКИ-ДЕДКИ)

Наиболее распространенная игра, ее помнят многие, и иногда можно увидеть детей, играющих в «ножики».

Смысл игры: играющие по очереди втыкают нож в землю разными способами. Каждый способ имеет свое название. Тот, кто «завалил» бросок, передает нож следующему. В конце игры безусловно следует наказание, но об этом позже, сейчас перечислим способы бросков.

Ну, а сейчас наказание проигравшему. Для этого берут колышек по длине среднего пальца (как самого длинного) наказуемого. Колышек вставляется в землю и каждый игрок, взяв нож за лезвие, вбивает колышек ручкой ножа. При этом наносит столько ударов, сколько человек играло. Наказуемый должен зубами, без помощи рук вытащить колышек из земли.

Добавление.  В этой игре также разнообразие способов броска, можно еще: проливуха – бросок с разведенных указательного и большого пальцев; часики – бросок ножа, установленного на тыльную сторону запястья (показано на ижнем фото п.9 «Пальчики»); подбородок; губы; нос; рот; лоб; расческа (аналог волосиков);качельки (аналог вертолета); семь простых бросков. Часть бросков (обычно наиболее сложные проливуха, расческа и семь последних) необходимо было выполнять с первой попытки, иначе приходилось начинать с самого начала.

ЖИЗНЬ

Игра, похожая на «Ножики» («Бабки-дедки»), но каждый шаг игры означал определенный период жизни игрока (игра представляла собой своего рода гадание). Первый бросок назывался рождение, далее следовали семь бросков по количеству лет до школы, десять бросков – школа, один бросок – получение паспорта, армия(два броска), флот (три), или пожарные, свадьба, дети, старость, болезнь, смерть, гроб, точка.

Некоторые броски (свадьба, гроб) были особо сложными (с элементом случайности): нож подбрасывался с вращением высоко вверх, при этом загадывалось определенное качество невесты или гроба (красивая, умная, нормальная, дура, Машка-алкашка; для гроба дубовый, березовый, сосновый и т.п. в порядке уменьшения ценности).

Выигравшего в игре нет, завершивший последовательность бросков проживает жизнь и умирает.

СЛЕДЫ

Играют вдвоем. Каждый игрок чертит ножом на земле круг (город) диаметром две стопы игрока. Расстояние между городами определяется метанием ножа. Как только один начертил круг, встает в него и бросает нож как можно дальше. Где нож упадет, там и будет город второго игрока. Затем по жребию решают кому первому метать нож, после чего игрок встает в свой город и метает нож в землю недалеко от круга. Как только нож воткнулся, на этом месте чертится треугольник вершиной в сторону города противника. Затем игрок встает одной ногой в треугольник и снова метает, чертит следующий треугольник – встает в него второй ногой и таким образом продвигается в сторону противника. Задача игрока – дойти до города противника и разрезать его, как это делается при игре «в землю».

Если нож не воткнулся, бросает второй игрок. При встрече следов одного игрока с другим нужно попасть в след противника, стереть его, нарисовать свой треугольник и таким образом продвигаться по следам противника к его городу.

Нож метают хватом за лезвие, стоя. С пол-оборота нож должен воткнуться в землю. 

ИГРОВЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Перед началом игры «капитан» набирал себе команду, возглашая: «Кто со мной – тот герой, кто без меня – тот паршивая свинья!».

Сама игра начиналась обычно после слов ведущего: «Бомба разрывается – игра начинается!» или «Рыба, карась – игра началась!».

Одна из самых распространенных считалок: «Буратино красный нос, купил пачку папирос. Буратино мается, пачка открывается».

Убегая от нерасторопного «догонки», убегающий выкрикивал: «Кочерга-кочерга – не догонишь никогда!».

Если же во время игры кому-нибудь нужно было отлучиться на длительное время, например мама обедать позвала, такой игрок говорил: «Камаз-камаз, я на один час» или «Волга, я надолго». В случае, если нужно было отлучиться на более короткое время, скажем по нужде, говорили: «Утки-утки, я на три минутки», а возвращаясь в игру, нужно было сказать: «Пять-пять, я иду опять». Но если приходил новый игрок, ему выговаривали: «Новенький-готовенький», после чего он обязан был водить.

Если же кто-то из играющих детей получал ушиб во время игры, то чтобы не показаться плаксой, перетерпливая боль от ушиба, говорил: «А мне не больно – курица довольна». Таким образом, получается, что игра – не только развлечение, но и прекрасное средство для закалки характера, выработки психологической стойкости.

ДРАЗНИЛКИ

Столкнувшись с несправедливостью или обидевшись на товарища и не желая прибегать к помощи кулаков, ребенок обращается к дразнилке. Во время детских игр дразнилка – это умение постоять за себя, восстановить справедливость, наказать обидчика, дать выход чувствам в слове.

Тех, кто плачет, дети дразнят:

                                    Плакса, вакса, гуталин,

                                    На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можешь простудиться.

                                    -----------------------------

- Рева-корова,

Дай молочка!

Сколько стоит?

- Три пятачка!

 

Жадных сверстников дразнят:

Жадина-говядина,

Соленый огурец.

На полу валяется,

Никто его не ест!

                                   ----------------------- ----

Жадина-говядина,

Пустая шоколадина!

                                   ----------------------------

Жадина, жадина,

Жадина-говядина!

Особенно дети не любят ябед и вместо «жадина-говядина» произносят «ябеда-корябеда» или же:

Ябеда-корябеда,

Турецкий барабан.

Кто на нем играет,

Тот и таракан!

                                    ---------------------------

Ябеда соленая,

На горшке вареная,

Шишками обитая,

Чтоб не была сердитая!

Обманутого товарища дразнят:

Обманули дурака

На четыре кулака!

А на пятый кулак

Вышел Сашка-дурак!

Доставалось в игре и неуклюжим:

Моряк с печки бряк –

Растянулся, как червяк!

А также воришкам и трусам:

Вор, вор,

Не ходи ко мне во двор:

Тебя кони залягают,

А коровы забодают.

 -----------------------------

Трус-трус-боягус!

На войне сражался:

Как увидел пулемет –

Сразу … (испугался).

Ну и еще ряд дразнилок:

Витька-дурак

Курит табак,

Спички ворует, девок целует,

Дома не ночует.

 -----------------------------

Ты плохая крыса,

Родила Бориса.

А Борис кричит: Ура!!!

Меня крыса родила

 -----------------------------

Ленка-пенка, дурочка –

Ни петух, ни курочка.

Если сядешь на горшок,

Тебя клюнет петушок.

 -----------------------------

Ты мне больше не подружка,

Ты мне больше не дружок!

Отдавай мои игрушки

И не писай в мой горшок!

На столе лежит бумажка,

А на ней твоя какашка.

Забирай свою какашку,

Отдавай мою бумажку!

Папа купит мне машину,

Я не дам потрогать шину!

Мама купит мне козу,

Я тебе не покажу!

Я запру ее в сарае

И скажу, что ты украла.

 -----------------------------

Ты сорока-белобока,

Твоя тетка кривобока.

 -----------------------------

Макака-серампука

Из зарослей бамбука!

 -------------------------------

Сегодня воскресенье:

Девочкам – печенье,

А мальчишкам – дуракам

Толстой палкой по бокам!

ОТВЕТЫ НА ДРАЗНИЛКУ

Кто как обзывается,

Тот так и называется!

 --------------------------------

Говоришь на меня –

Переводишь на себя!

 --------------------------------

Обзывайся целый век –

Я хороший человек.

 --------------------------------

И не складно, и не ладно,

У тебя в трусах прохладно,

А на улице мороз –

У тебя в трусах понос.

 --------------------------------

Тебе смешно,

А мне обидно,

Тебе говно,

А мне повидло.

Если же кто-то из детей выходил во двор с куском пирога, то обычно происходила следующая словесная перепалка:

- Сорок восемь – половинку просим.

- Сорок один – ем один.

- А мне и не надо, курица-помада!

 

ПОДДЕВКА, ПОДКОЛКА, ЗАМАНКА

Кто повторял слова, ему выговаривали:

Повторюша дядя Хрюша

Всю помойку облизал

И спасибо не сказал.

      Ответ:

А в помойке водолаз

Тебя съел, а меня спас.

 

      Также в ответ на обычное слово могли ответить и так:

- А ты! Жопой нюхаешь цветы

И пускаешь аромат

Через задний аппарат.

      Или:

- Врун, пердун и провокатор,

В жопе маленький локатор!

На дерзкий ответ находится свой контрответ:

- А ты! Жопой нюхаешь цветы.

А цветы железные,

Для тебя полезные.

 

      Контрответ:

- Я б понюхала сама,

Только очередь твоя. 

      На предложение «Будь другом!» могли услышать «Сри кругом»; или на просьбу «Дай мне» - «У тебя рука в говне».

На вопрос «Сколько времени?» отвечали:

Без пяти как полпятого.

 -------------------------------

Я спешу на день рожденья,

У меня часы стоят,

Ничего не говорят.

 --------------------------------

На моих солнечных

Корова стрелки съела.

 --------------------------------

40 минут, как рак на горе свистнул.

 

      На вопрос «Сколько часов?»:

У меня одни часы.

 

- Ты за Солнце или за Луну?

- За Солнце.

- За пузатого японца!

- Ну тогда за Луну.

- Молодец! За Советскую страну!

ИГРА «СКАЖИ …»

Очень распространенная языковая игра в детских коллективах. Она не забывается и в наше время, приобретая новые словесные формы.

 

 

1.1.

- Скажи: «А»!

- А.

- Тебе пинка на!

(По спине лопатой на!)

1.2.

- Скажи: «А»!

- А.

- Б. И лука мешок!

2.

- Скажи: «Арбуз»!

- Арбуз.

- Твой папа – карапуз!

 

3.

- Скажи «Баба-яга»!

- Баба-яга.

- У тебя костяная нога!

4.1.

- Скажи: «Банка»!

- Банка!

- У тебя мать цыганка!

4.2.

- Скажи: «Банка»!

- Банка!

- У тебя в носу стеклянка.

5.

- Скажи: «Ватрушка»!

- Ватрушка.

- У тебя в руках лягушка!

6.

- Скажи: «Веревка»!

- Веревка.

- У тебя мать воровка!

7.

- Скажи: «Водка»!

- Водка!

- У тебя в носу селедка.

8.

- Скажи: «Гараж»!

- Гараж.

- Снимай трусы, иди на пляж.

9.

- Скажи: «Грязь»!

- Грязь.

- Купи для себя мазь!

10.

- Скажи: «Да».

- Да.

- У тебя на груди звезда!

11.

- Скажи: «Дай семечек».

- Дай семечек.

- Поцелуй семь девочек!

А ребят всех подряд.

12.1.

- Скажи: «Двести».

- Двести.

- Снимай трусы, иди к невесте.

 

12.2.

- Скажи: «Двести».

- Двести.

- У тебя голова в тесте.

13.

- Скажи: «Завей».

- Завей.

- Выпей кружечку соплей.

14.

- Скажи: «Зима».

- Зима.

- Ты совсем сошел с ума!

15.

- Скажи: «Канавка».

- Канавка.

- У тебя во рту пиявка.

16.

- Скажи: «Капуста».

- Капуста.

- У тебя в башке пусто.

17.

- Скажи: «Катер».

- Катер.

- У тебя нос как кратер!

18.

- Скажи: «Клей».

- Клей.

- Выпей баночку соплей.

19.

- Скажи: «Ковер».

- Ковер.

- Твой отец шофер.

20.

- Скажи: «Коза».

- Коза.

- Ну и тьфу тебе в глаза.

21.

- Скажи: «Койка».

- Койка.

- У тебя в тетради двойка.

22.

- Скажи: «Кол».

- Кол.

- Сейчас вколю тебе укол!

23.

- Скажи: «Кость».

- Кость.

- У тебя будет гость!

24.

- Скажи: «Кот».

- Кот.

- Закрой рот.

25.

- Скажи: «Кошка».

- Кошка.

- Ты страшная баба-ежка.

26.

- Скажи: «Кофейник».

- Кофейник.

- У тебя в волосах репейник.

27.1.

- Скажи: «Кровать».

- Кровать.

- Иди по полю гулять.

27.2.

- Скажи: «Кровать».

- Кровать.

- У тебя в тетради пять.

27.3.

- Скажи: «Кровать»!

- Кровать.

- У тебя в тетради пять!

А на следующей странице

Двойки, тройки, единицы!

28.

- Скажи: «Кровь».

- Кровь.

- Как сейчас получишь в бровь!

29.1.

- Скажи: «Лестница».

- Лестница.

- Твоя лягушка крестница.

29.2.

- Скажи: «Лестница».

- Лестница.

- Мать лягушки – крестница.

30.1.

- Скажи: «Ложка».

- Ложка.

- Ты матрешка.

30.2.

- Скажи: «Ложка».

- Ложка.

- У тебя в носу картошка.

31.

- Скажи: «Луна».

- Луна.

- На нее не полетишь никогда.

32.

- Скажи: «Льгота».

- Льгота.

- Снимай трусы, иди в болото.

33.

- Скажи: «Мак».

- Мак.

- У тебя под глазом синяк.

34.

- Скажи: «Ман».

- Ман.

- У тебя папа наркоман.

35.

- Скажи: «Манка».

- Манка.

- У тебя мама наркоманка.

36.

- Скажи: «Машина».

- Машина.

- Выпей баночку бензина.

37.

- Скажи: «Медь».

- Медь.

Твой папа – медведь.

38.

- Скажи: «Муха».

- Муха.

- Дерну тебя за ухо.

39.

- Скажи: «Окно».

- Окно.

- Бери билет, иди в кино.

40.

- Скажи: «Пароход».

- Пароход.

- Снимай штаны, иди в поход.

41.

- Скажи: «Половник».

- Половник.

- У тебя отец полковник.

42.

- Скажи: «Полотенце».

- Полотенце.

- У тебя в носу два немца.

43.

- Скажи: «Подушка».

- Подушка.

- У тебя мать лягушка.

44.

- Скажи: «Пол».

- Пол.

- У тебя в тетради «кол».

45.

- Скажи: «Пять».

- Пять.

- Сейчас получишь в глаз опять.

46.

- Скажи: «Раз».

- Раз.

- Ты сейчас получишь в глаз.

47.

- Скажи: «Ракета».

- Ракета.

- Ты начальник туалета.

 

 

48.

- Скажи: «Сани».

- Сани.

- Мы любим кататься сами!

 

 

49.

- Скажи: «Стол».

- Стол.

- У тебя в тетради «кол».

 

 

50.

- Скажи: «Струбы».

- Струбы.

- Возьми лягушку в зубы.

51.

- Скажи: «Травка».

- Травка.

- У тебя в носу козявка!

52.1.

- Скажи: «Три».

- Три.

- Нос утри.

52.2.

- Скажи: «Три».

- Три.

- Нос подотри.

Платком, а не железным молотком.

52.3.

- Скажи: «Три».

- Три.

- Лоб свой ластиком натри.

53.

- Скажи: «У».

- У.

- У тебя муха на носу.

54.

- Скажи: «Укол».

- Укол.

- У тебя в тетради «кол».

55.

- Скажи: «Чайник».

- Чайник.

- У тебя отец начальник.

56.

- Скажи: «Эй».

- Эй.

- Выпей клей, закуси бумажкой..

57.1.

- Здарово!

- Здарово!

- Ты бык, а я корова.

Бык останется быком, а корова – червяком.

57.1.

- Здарово!

- Здарово!

- Ты бык, а я корова.

Бык остался червяком, а корова – моряком.

57.1.

- Здарово!

- Здарово!

- Ты бык, а я корова.

Бык останется быком, а корова – моряком.

 

 

МИРИЛКИ

Ну и конечно же после ссоры наступает мир. Игровой обряд примирения происходит так: ребята сцепляют друг с другом мизинцы правых рук, трясут ими и приговаривают:

Мирись, мирись, мирись!

И больше не дерись!

А если будешь драться,

То я начну кусаться.

А кусаться не при чем –

Я ударю кирпичом,

А кирпич ломается

Дружба начинается.

После этого обидчики прощают друг друга.

Также существуют и другие стихотворные формы, которые приговаривают дети после ссоры:

Я залезу под кровать,

Стану кошку целовать.

А у кошки ушки –

Мы с тобой подружки.

 --------------------------------

Кря, кря, кря –

Мы с тобой друзья.

Спички, спички –

Мы с тобой сестрички.

Хрюшки, хрюшки –

Мы с тобой подружки.

 ---------------------------------

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь

И я больше не дерусь.

Ну, я если подерусь,

В грязной луже окажусь.

 ----------------------------------

Ссориться не будем,

Будем мы дружить.

Клятву не забудем,

Пока будем жить.

 ----------------------------------

Ир-ир-ир-ир –

Наступил мир.

Ба-ба-ба-ба –

Снова дружба.

МОЛЧАНКИ

Во время активных, подвижных игр кто-то быстро произносит слова «молчанки». Вмиг все замолкают. Кто кого перемолчит, тот и победил. И ничто не может нарушить детскую выдержку: ни товарищи, которые подходят и что-то спрашивают, ни посторонние звуки и шум, ни мама, которая зовет домой обедать. Ну а проигравший получает наказание: прокукарекать или пролаять, пробежать вокруг дома и др.

Примеры молчанок:

Ехали цыгане,

Кошку потеряли,

Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит, тот и съест.

 ------------------------------------

Все бомжи собрались в кучу,

Главный бомж сказал: «…»

 ------------------------------------

Вылез глист из унитаза

И сказал такю фразу: «…»

 ------------------------------------

Чок, чок, зубы на крючок,

Кто заговорит, тому щелчок.

 ------------------------------------

Шел Молчан

По крутым горам.

Кто не молчал –

Того за уши драл!

 -------------------------------------

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри!»,

А кто первый отомрет –

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!